Как научить детей молиться?

Как научить детей молиться?

Можно ли научить молитве?

Молитва — это, прежде всего, беседа с Господом. И если в семье ребенок учится говорить с другими людьми, то он в семье так же может «научиться» обращаться и к Богу.

Все начинается с молитвы родителей над новорожденным. В раннем младенчестве дети не способны понимать содержание молитв, но им достаточно слышать, как благоговейно произносятся эти сокровенные слова его матерью и близкими. Этот опыт крайне важен — малыш утверждается в том, что Бог есть. Только если родители сами истинно благочестивы, только если дитя видит их часто усердно молящимися, оно и само научится благочестию и усердной молитве. С этих минут закладывается основа для ежедневного участия ребенка в общесемейной молитве.

В традиционной православной семье совместными молитвами являются утреннее и вечернее правила, а также молитвы перед едой и после еды. С трех лет малыши участвуют в семейной молитве только тем, что крестятся со взрослыми и произносят «Аминь» в конце молитв. К четырем годам они уже могут произносить самые краткие молитвы: «Трисвятое», «Господи, помилуй», «Слава, и ныне». Ближе к пяти годам дети могут по очереди произносить наизусть молитвы «Отче наш», «Царю Небесный», «Трисвятое», «Богородице Дево, радуйся», «Спаси Господи, люди Твоя», таким образом участвуя в общей молитве. В этот краткий период каждому ребенку необходимо прививать привычку «стояния перед Богом», то есть учить молиться с таким чувством, будто бы Бог находится прямо перед ним. Кроме того, чтобы молитва была живой, в ней должно быть место для упоминания о своих нуждах и о нуждах своих близких. Это очень важно, поскольку ребенок приучается не просто повторять слова за взрослыми, но и осмыслять, Кому и о чем он молится. По мере роста и развития ребенка его правило должно постепенно увеличиваться и к четырнадцати годам (или раньше) по объему дойти до взрослого правила.

Искренность и постоянство молитвы важнее ее продолжительности. Лучше пусть «правило» будет совсем маленьким (хоть до нескольких минут) — ребенок сам может по вдохновению продлить время своей молитвы. Напоминания о молитве не понадобятся, если уже выработана привычка, и ребенок осознает необходимость просить у Бога благословения. Без сомнения, надоедать ему бесконечными напоминаниями не поможет. Постоянное молитвенное правило для дошкольников должно быть поставлено целью, но не беспокойтесь, если не каждый день удается его выполнить. Часто бывает проще добиться краткой молитвы перед сном около кроватки вместе с одним или обоими родителями, а также молитвы до и после еды. Антоний, митрополит Сурожский: «Была у нас семья очень уставная, и ребенка заставляли вечером вычитывать целый ряд молитв. Как-то (ему тогда было лет семь) он вычитал положенные молитвы, потом посмотрел на мать и говорит: «А теперь, когда мы помолитвословили, давай помолимся немножко». Он чувствовал, что то, что он делал, было дисциплинарным упражнением, а ему хотелось сказать Богу: «Знаешь, Господи, я Тебя люблю!».

Нередко родители спрашивают: «Нужно ли детям учить молитвы наизусть? Ведь молитва — это наше обращение к Богу. Разве возможно связывать непосредственное движение души с заучиванием наизусть слов, не всегда понятных детям?» Безусловно, молитва является плодом духовного вдохновения, ничто не может заменить личного, непосредственного обращения к Богу, этого взлета души к Богу — в радости, страдании, просьбе, благодарности. Но каждому из личного жизненного опыта известно, что ни какой талант, ни какое искусство не может жить и развиваться благодаря одному только вдохновению. Обязательно требуются и обучение, и долгие усилия, и терпение, и постоянная тренировка. То же самое относится и к молитве. Важно развивать в ребенке привычку молиться регулярно, внимательно и сосредоточенно и при этом учить его о чем можно и должно молиться.

Как и всякое другое упражнение, заучивание детьми молитв должно быть им по силам — и умственным, и духовным. Сначала малышу можно предложить заучить одно выражение или предложение, но он должен вникнуть, понять его. Например, если ребенок заучивает короткую фразу «Царю Небесный, Утешителю, прииди и вселися в нас!», то хорошо бы сопроводить ее объяснением взрослого, что это молитва Святому Духу, Который дает нам жизнь. В течение года молитву нужно дополнять другими фразами, пока, наконец, ребенок осмысленно не запомнит ее целиком. Так же можно поступить с молитвами, посвященными праздникам: ограничиться сначала ключевым предложением или первыми словами, чтобы дети смогли узнать это песнопение в храме.

Время молитвы, каким бы оно ни было непродолжительным, должно протекать в неторопливом, спокойном общении родителей и ребенка. Родителям, может быть, труднее всего соблюсти именно это правило, но оно стоит усилий. Достаточно десяти минут, чтобы прочесть или рассказать короткую повесть из Священной Истории, объяснить смысл молитвы, поговорить о том, что случилось днем. Самое важное в процессе обучения ребенка молитве — ежедневное непродолжительное и неторопливое общение с ним.

Учить детей молитвам надо, читая вместе с ними всю молитву и объясняя прошение за прошением. Объяснения всегда легче воспринимаются, если они образны, наглядны. Например, в житии святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян, рассказано, что святой Кирилл объяснял тайну Святой Троицы, сравнивая Ее с солнцем: «Мы видим, — говорил он, — сияющий круг, мы ощущаем его тепло, мы окружены солнечным светом, но солнце одно». А в житии блаженного Августина рассказано, как, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел на берегу моря маленького мальчика, копающего ямку в песке. «Что ты делаешь?» — спросил блаженный Августин. Мальчик ответил: «Я хочу все море перелить в эту ямку». И увидел святой в этом указание, что невозможно маленькому уму вместить тайну Святой Троицы.

Детям постарше можно преподать и более отвлеченное объяснение: «Бог — это любовь. Любовь никогда не бывает одинока, любовь всегда связывает одно с другим. И если вообразить себе самую совершенную любовь — гораздо выше, сильней, чище, чем может быть любовь человеческая, — то это поможет понять единство Святой Троицы: Бог-Отец — Творец всего; Бог-Сын — Слово Бога, обращенное к людям; Бог-Дух Святой — все оживотворяет. В Своей совершенной любви — это Единый Бог».

Из всех церковных молитв важнее всего детям понимать слова молитвы Господней – «Отче наш», молитвы Святому Духу – «Царю Небесный» и молитвы Божьей Матери – «Богородице Дево, радуйся». Молитва Богу, Отцу Небесному, которой научил Господь, Иисус Христос, учит, как жить с Богом и в Боге. В молитве «Царю Небесный» мы обращаемся к Духу Святому, дающему силу жизни всякому творению Божию. Молясь Божьей Матери, мы учимся понимать высший смысл человеческой жизни, почитая Ту, Которая в святости и смирении Своем смогла стать земной Матерью Господа. В этих трех молитвах заключается сущность христианской Православной веры.

Вот простое объяснение молитвы Господней:

«Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое» — Отец наш небесный, пусть все будут славить и любить Тебя. Помоги нам жить так, чтобы нашей жизнью славилось имя Божье на земле.

«Да приидет царствие Твое» — пусть наступит Твое царство, Твоя власть в моем сердце и в сердцах всех людей.

«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» — пусть будет не так, как я хочу, а как Ты хочешь. Пусть люди делают на земле то, что Ты хочешь, столь же охотно и радостно, как ангелы на небе делают то, что Ты хочешь.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» — дай нам все, что нам необходимо для нашей жизни.

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» — прости нам все, в чем мы виноваты перед Тобой, как и мы прощаем тех, кто виноват перед нами.

«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» — не дай нам поддаваться нашим дурным желаниям, но избавь нас от всех злых сил.

Беседуя о молитве «Царю Небесный», важно рассказать детям, как в последней Своей беседе с учениками перед Своими страданиями Иисус Христос сказал им, что Он умолит Отца, и Бог даст им Утешителя, Духа Истины, Который будет с ними всегда, Который от Отца исходит и будет свидетельствовать об Иисусе Христе (Ин. 14, 16-17; 15, 26). К объяснению этой молитвы хорошо добавлять рассказы из Священного Писания, если дома есть Библия или взрослый, знающий эти повествования. В 1-й главе Ветхого Завета сказано, как при сотворении мира «земля была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою», а во 2-й главе (7-1) – «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою». В Евангелиях рассказано о явлении Духа Святого во время Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем, а в Деяниях Апостолов — о сошествии Духа Святого на апостолов. В свете этих рассказов молитва Духу Святому станет понятнее и ближе детям.

Пониманию молитвы «Богородице, Дево…» помогают все евангельские рассказы о Божьей Матери — о Рождестве Христовом, о бегстве в Египет, о первом чуде на браке в Кане Галилейской, о Матери Божьей, стоящей у креста Господня, и о том, как Иисус Христос поручил заботу о Ней Своему любимому ученику Иоанну. Молитва основана на евангельском повествовании о том, как Деве Марии было возвещено, что Она станет Матерью Иисуса Христа: «Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя… Тогда Мария сказала: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 26-38). Ожидая младенца, Мария пошла навестить родственницу свою Елизавету, которая в это время тоже ждала сына — Иоанна Крестителя. Увидев Марию, Елизавета приветствовала ее словами: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» Из этих приветствий и была составлена молитва, с которой мы обращаемся к Божьей Матери: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Только передав детям живое и молитвенное понимание этих трех молитв, родители смогут надеяться, что в детском сердце заложено крепкое основание христианской Православной веры.

(277)