История храма. Передача иконы «Царь царей»

История церкви и иконы «Царь царей». Ноябрь 2022 год. Наталья Шамова
Полвека старинный образ «Царь царей» хранился под половицами оскверненного храма, еще три десятилетия икона ждала реставрации

В Тебе надежда и вера моя

 Первый раз Родниковский храм святых Космы и Дамиана закрыли больше восьмидесяти лет назад. По всей вероятности, именно тогда священнослужители спрятали святой образ Господа Вседержителя под полом храма. О том, что знают родниковцы о храме, об иконе «Царь царей», о ее обретении, мы выясняли после возвращения святыни приходу.

Фонарь. Крест. Хоругви. Аромат фимиама, струящегося из кадила. Святой образ «Царь царей» внесли в станицу Родниковскую торжественной процессией крестного хода.

День возвращения святыни выбран не случайно: икону вернули приходу в престольный праздник местного храма святых Космы и Дамиана.

«Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших Христе Божий», — вместе с певчими и священнослужителями пели тропарь Всевышнему  прихожане, влившиеся в молитвенное шествие.

Среди идущих в след за святыней — священнослужители Курганинского благочиния, Лабинска, Абинска, Чамлыкской, Засовской. Особый гость – иеромонах Софроний (Кириллов), насельник Троице-Сергиевой лавры, тот самый, что установил указатель в направлении Курганинска на краю земли — в Антарктиде.

Икону, обретенную больше трех десятилетий назад — сменяя друг друга — несли глава поселения, атаман и казаки местного хуторского общества.

Нынешний храм стоит на улице Карла Маркса — того самого основоположника научного атеизма, убежденного противника религии, которому принадлежит авторство расхожей среди неверующего люда цитаты — «Религия есть опиум народа».

Еще по одному стечению обстоятельств, улица Карла Маркса упирается в станичный парк. Прямо по курсу – поклонный крест – напоминание о том, что на этом месте в прошлом столетии стояла первая станичная церковь.

Икона «Царь царей» явила себя во время сноса здания, оборудованного к тому времени под кинозал и книжный магазин. Произошло это событие за год до празднования 1000-летия Крещения Руси.

В наши дни настоятель храма Космы и Дамиана протоиерей Игорь Сирин вместе с главой поселения Евгением Тарасовым делают все возможное, чтобы возвести церковь на историческом месте.

К слову говоря, Евгений Тарасов — коренной житель станицы, его предки по отцовской линии первопоселенцы. О первом храме в памяти главы хранятся лишь детские воспоминания. Самое яркое – настенные рисунки, скрытые под зеленой тканью драпировки, декорирующей кинозал. С годами к будущему главе придет понимание: рисунки – храмовая роспись, за драпировкой скрывались сюжеты из Библии.

Сборник документов, опубликованных в книге «Православная церковь на Кубани (конец XVIII-начало XX в.в.) свидетельствует: из шестнадцати церквей 13-го благочиннического округа стеная роспись имелась в четырех, одна из них – родниковская.

Вернулась также неожиданно,  как была обретена

Во времена богоборчества и закрытия православных храмов, люди прятали церковную утварь и святые образы под печами, в погребах и – как свидетельствует Космодамиановский храм – под полом.

Икону «Царь царей» нашли в полу алтарной части храма — на месте святого престола. По словам отца Игоря, это свидетельствует о том, что скрытый от поругания образ был одной из самых значимых святынь прихода.

Похожая история произошла в деревне Солза: в 90-е годы при разборке Воскресенского храма была обнаружена икона Божией Матери «Знамение». Как и образ «Царь царей» нашли ее в полу алтарной части церкви. Правда, архангельцы не уничтожили церковь – деревянный храм разобрали и перенесли на остров Ягры, где — по свидетельству прихожан — святой образ стал постепенно обновляться.

Для родниковцев обретение святыни тоже не прошло бесследно: икона «Царь царей» стала — своего рода — знамением, свидетельством благословения Божия на духовное возрождение станицы.

По словам отца Игоря, в 1987 году в Родниковской не было ни прихода, ни храма. Икону передали в местный музей. Оттуда святыня перекочевала в музей райцентра, немногим позже – для определения художественной ценности, и — хоть маломальской реставрации — в краевой музей Луначарского (в наши дни Краснодарский краевой художественный музей имени Коваленко).

На какое-то время о находке забыли. Стараниями нашего собеседника и директора Курганинского исторического музея Елены Гончаровой – колесо истории завертелось вновь. В жизнь прихода святой образ вернулся также неожиданно, как был обретен.

Над горним местом пишется Христос

Описать икону, предположить, где именно было ее место в старинном храме, мы попросили благочинного церквей Курганинского округа протоиерея Александра Денисенко.

По словам отца Александра, в честь Спасителя написано немало икон. Первое изображение Иисуса Христа появилось еще при жизни Господа и названо «Спасом Нерукотворным». Самой величественной считается икона «Царь царей». По церковным канонам ее размещают в алтаре — над горним местом, либо в центральной части иконостаса, — рассказывает отец Александр. У иконы этого типа есть и другие названия — «Царь славы», «Спас Великий Архиерей».

Отправной точкой для написания образа послужило откровение Иоанна Богослова. Святейший апостол в своем труде упомянул в описании Христа слова «Царь царей и Господь господствующих».

— Согласно верованиям христиан, Спаситель царствует на небесах и вершит суд над всеми людьми, независимо от их социального статуса, — продолжает свой рассказ отец Александр. — На этом основании иконописцы стали изображать Иисуса в образе Небесного Правителя. Самой древней в православии иконой, относящейся к типу «Царь славы», считается образ под названием «Предста Царица». Это изображение XIV века находится в Успенском Соборе столичного Кремля.

Описывая сюжет обретенной иконы, отец Александр говорит:

—  На троне восседает святейший Христос. По обе стороны от него — Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Спаситель облачен в богатую царскую одежду византийского стиля, украшенную золотом и драгоценными камнями. Поверх облачения – лор – широкая длинная архиерейская лента. Внизу — ангелы, служащие Господу, защищающие верующих, дающие им надежду на спасение и приносящие в жизнь веру. Царский трон окружают символы апостолов-евангелистов – ангел, лев, телец и орел. Одной рукой Спаситель благославляет верующих, в другой держит скипетр и державу – символ Царствия Небесного.

Наш собеседник отмечает: постоянного праздника в честь святого образа нет. Верующие прославляют Небесного Правителя в третье подготовительное воскресение перед светлым днем Святой Пасхи.

Заметим — решение об изъятии здания Космодамиановской церкви, принятое Советом по делам Русской Православной Церкви в апреле 1953 года, снос оскверненного храма в 1987 году пришлись на пасхальные дни.

От лаги до лаги —  «латка» — под ней святой лик

О том, что икону обрели в апреле 1987 года, узнаем из архивных записей краеведов Валентины Федоровой. В документах районного архива подтверждений найти не удалось: не оказалось такой информации ни в протоколах Родниковского исполкома и Курганинского райисполкома, ни в протоколах заседаний правления колхоза «Маяк революции» — силами которого сносилось строение первого станичного храма.

Дату, озвученную краеведами, подтверждает Валерий Фирстов, в прошлом руководитель родниковской школы-интерната.

— Да, шел где-то 1987 год. На счет апреля не уверен. То, что это не было каникулярное время – точно – потому как в разборе помогали школьники, — вспоминает наш собеседник. На работу я ходил пешком — через парк. Видел, как для сноса к бывшему храму подгоняется техника. Времена были тяжелые, стройматериалов — не достать. Спросил у председателя сельсовета Георгия Павловича Третьяка разрешение забрать доски. Тот дал добро. Как сейчас помню — полы были выстланы добротной шестидесяткой, из нее мы сделали игровой городок.

Воскрешая в памяти момент обретения иконы, Валерий Васильевич говорит о том, что в одном из мест — от лаги до лаги — была «латка»: она-то и скрывала святой лик. Свидетелями обретения иконы стали учителя спецшколы Павел Васильевич Губин и Игорь Михайнович Бирюков.

Глядя на человека в богатом облачении, восседающего на царственном троне – школьники и учителя не имели ни малейшего представления о том, кто он. Жившие во времена безбожия, они не могли «прочесть» сюжет, ни о чем им не говорили три греческие буквы, образующие слово «Сущий» и указывающие на Божественность Иисуса Христа. Вот как об этом говорит сам Валерий Фирстов:

— Святыня была скрыта – ее прибили под половицами, изображением вниз. Мы не были уверены в том, что это икона, но понимали — нашу находку станичники старались сохранить, а значит, то же самое должны сделать и мы.

По словам Валерия Васильевича, деревянная основа иконы состояла из двух частей – на месте сшивки досок (местами покрытых отщипами) полотно разошлось, поверхность холста была загрязнена, в некоторых местах отставала краска.

Такой икона явила себя родниковцами, такой она попала в краеведческую экспозицию местного музея.

Помнит наш собеседник и то, что сносили здание бывшей церкви тросами и тракторами «Сталинец-100». К слову, бульдозеры — прозванные в народе «сотка» — впервые сошли с заводского конвейера в год, когда на месте алтарной части храма Космы и Дамиана натянули экран кинотеатра.

Икона – как знамение

Снос храма и обретение иконы повлияли на мировоззрение родниковцев.

Долгое время немым укором служил терпкий запах помета летучих мышей – стоявший в округе (осле сноса куполов и звонницы эти ночные хищники поселились под крышей кинотеатра).

Инициативная группа, в которую вошли Валерий Фирстов, будущий станичный атаман Николай Гончаров, Галина Бажанова и другие станичники, задалась целью открыть в станице храм. С пониманием к ходокам отнесся председатель сельсовета Михаил Петрович Хатинов. Спустя три года они были услышаны в крае.

Осенью 1991 года православные верующие собрались на богослужение в молельном доме по улице 2-я Степная. Родниковцы называли его Передельским – потому как до революции строение принадлежало кулаку Дмитрию Васильевичу Передельскому.

По воспоминаниям Валерия Фирстова, с вопросом о возвращении в станицу церковной утвари — переданной в курганинское благочиние в 60-е годы прошлого столетия — он обратился к благочинному, протоиерею Валерий Коваленко.

С благословения отца Валерия наш собеседник снял с чердака Вознесенского храма церковные принадлежности для крестного хода – это все, что он смог найти на чердаке.

По свидетельствам очевидцев, после второго закрытия храма свезенную на церковный двор утварь раздавали приходам благочиния. Что-то выгрузили в станичном амбаре, раздали верующим. Родниковцы утверждают: одно из храмовых распятий по сей день стоит в храме.

Откуда в нынешнем станичном храме появились станинные образы – аналойная икона «Святых бессребреников Космы и Дамиана», иконы из иконостаса «Вход Господа в Иерусалим», «Обретение Честного Животворящего Креста Господня», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Великомученик Пантелеимон», «Святитель Николай Чудотворец» — сегодня сказать сложно.

Настоятель храма, протоиерей Игорь Сирин убежден: судя по манере письма — принадлежат они разным временным периодам.

По словам батюшки, не так давно на чердаке казачьего штаба атаман подхорунжий Владимир Шляхов нашел старинные элементы иконостаса – резьбу и столбы. Находка передана в станичный музей.

К сожалению, икона святых Кирилла и Мефодия, пожертвованная в 1886 году церковным старостой казаком Трофимом Новиковым, так в храм и не вернулась. Впрочем, как и престольный крест (по свидетельствам станичников, по сей день крест хранится в семье родниковцев).

В Передельском доме службы велись два года. По окончании срока аренды собственник потребовал освободить помещение. Прихожане были вынуждены поднять вопрос о возвращении приходу церкви, возведенной стараниями станичников в 50-е годы.

Власти откликнулись: в сентябре 1992 года в здании по Карла Маркса начался ремонт, газовый и электрический участки переместили в другое помещение.

Храм – ровесник станицы

Из очерка «Курганинские благочиние в советский период», написанного сотрудником краевого госархива Александром Бабичем, известно: станичный родниковский храм закрывали дважды – в 1936 и 1963 годах.

Дошла до нас и история его возведения.

По традиции, прежде чем выстроить казачью управу, кубанские казаки ставили церковь. Родниковцы не были исключением, заселяя станицу – а дело было в 1857 году – первопоселенцы поставили часовню.

Спустя два года, приход построил деревянный, крытый камышом храм в честь святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских. Еще два года спустя, Кубанское казачье войско выделило средства на возведение крестообразной церкви. Здание его было деревянным, на каменном фундаменте, с колокольней.

Православные станичники не остались в стороне и тоже внесли свою лепту. В ноябре 1864 года храм освятили.

Прежде чем храм обезглавили, на нем были купола и звонница. Восточный рукав крестообразного строения занимала полукруглая абсида. В ней был алтарь — важнейшее, недоступное мирянам место – оно же — место сугубого пребывания Царя Славы, Господа Иисуса Христа. В южном и северном рукавах размещались приделы. Западный рукав — трапезная, соединяющая храм с широким основанием колокольни.

В конце XIX века в станице были – православная церковь и два раскольнических молитвенных дома. За давностью времени наши современники мало чего об этом знают. Но история не утрачена: что-то сохранили и записали краеведы – Валентина Федорова и Галина Кондакова, немалую работу по сохранению истории провел настоятель храма протоиерей Игорь Сирин, по архивным документам события православной жизни родниковского прихода в свое время восстанавливал вышеупомянутый историк-архивист Александр Бабич.

Из трудов последнего мы узнаем, что в 1886 году церковный староста казак Трофим Новиков при содействии прихожан пожертвовал в церковь киот и икону святых Кирилла и Мефодия, а казачка из Полтавской губернии Мария Волкова, временно проживавшая в станице Родниковской, икону Богоматери.

В трудах Бабича повествуется о том, что в декабре 1936 года Космодамиановская церковь была закрыта и переоборудована под сельский клуб.

В докладной записке председателю Курганинского райисполкома Кузнецову от исполкома Родниковского сельского Совета депутатов трудящихся Курганинского района Краснодарского края было написано: «…В декабре 1936 года граждане станицы Родниковской на своих собраниях решили церковь закрыть».

Спустя шесть лет, заигрывая перед местным населением, оккупанты разрешили возобновить богослужения.

В позднесталинский период отношения между РПЦ и государством напоминали «перемирие». В период правления Хрущева перемирие было нарушено.

В апреле 1953 года Совет по делам Русской Православной Церкви постановил «изъять» у родниковской православной общины здание Космодамиановской церкви.

В августе 1954 года сроком на один месяц в станицу прибыл священник Михаил Гаврик. Отец Михаил вел службу, убеждал верующих в необходимости освобождения церковного здания.

После его отъезда священнослужителя в станице не было. Верующие отказывались отдавать храм на поругание: усердно собирались на молитву, в день закрытия выстроились перед его стенами живым щитом. Несколько ревностных прихожан оказались в изоляторе временного заключения станицы Курганной.

Православные были сломлены, вера попрана. В южном приделе храма открыли книжный магазин, в северном – пивную, в центральной части клуб с танцами, немногим позже – кинотеатр.

Продержись приход до октября, история сложилась бы иначе. В октябре 1954 года в Краснодарской епархии произошли структурные изменения. Возглавив Кубанскую кафедру, архиепископ Борис (Вик) взял курс на замещение приходов, в которых более 3-х лет не было священников. Он стремился не только вернуть к жизни угасающие приходы, но и помочь им вновь обрести жизнеспособность.

История ныне действующего храма началась годом позже.

Церковь на Карла Маркса освятили 65 лет назад

В 50-е годы в станице проживала семья Черных. Глава семейства, Матфей Васильевич Черных (отец четверых сыновей, каждый из которых со временем получил священнический сан) не представлял жизни без храма. По инициативе Матвея Васильевича, заручившегося поддержкой прихожан, к правящему архиерею отправилась делегация.

Родниковцы доставили Владыке Борису (Вик) прошение об устроении станичного храма. Владыка внимательно отнесся к просителям: пообещал прислать священника — но при условии – прихожане найдут участок и начнут возводить храм.

В 1954 году церковной общиной был куплен земельный участок по улице Карла Маркса.

В столицу, за разрешением на строительство храма, ездили Долгорукова Татьяна Кузьминична, Оскольский Гавриил Яковлевич и Быченко Мария.

Видя старания прихода, владыка Борис выполнил обещание: прислал настоятеля строящегося храма. Им стал священник Петр Костенко.

Стройкой руководил церковный староста Матвей Васильевич Черных.

В период возведения церкви службы совершались в молельном доме по улице Новая Кубань. За год строительство было завершено.

На первую службу прихожане собрались в конце 1955 года. Через несколько месяцев отца Петра перевели в Армавир, на его место назначили отца Никиту Старченко.

14 ноября 1957 года — в престольный праздник — храм освятили в честь святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских. Архиепископа Бориса (Вик) к тому времени перевели на Одесскую кафедру. Его место занял миссионер из Китая архиепископ Виктор (Святин). По его благословению в сослужении духовенства храм освятил благочинный церквей Курганинского округа отец Николай Гетман.

Спустя семь лет, весной 1963 года при священнике Андрее Попове церковь вновь закрыли. На этот раз по распоряжению первого секретаря местного райкома партии Кулинченко.

С просьбой открыть храм православные родниковцы неоднократно обращались к председателю местного сельского совета Ващенко, писали в газету «Сельская жизнь», но всякий раз получали отказ — местная власть не усматривала в этом никакой необходимости. Церковь была снята с регистрации, а церковная утварь вывезена в город Курганинск.

К 1963 году в станице сняли купола уже с двух храмов: в здании первого показывали кино и мультфильмы, продавали книги; во втором разместили станцию скорой медицинской помощи, газовый и электрический участки.

Если фильмы и книги давали надежду на лучшее, медики лечили тело, то миссию православия врачевать душевные недуги, примирять враждующих — заместить было нечем.

Спустя четверть века родниковцы обрели в стенах разрушеннго храма старинный образ «Царь царей». Несмотря на то, что икону ждали очередные испытания и безвестие, в жизни православных начался новый отчет времени.

(121)