Мультипликационные фильмы и их роль в развитии ребенка

Мультипликационные фильмы и их роль в развитии ребенка

Весьма часто озадаченные родители, бабушки и дедушки обращаются к священнику с одними и теми же вопросами: «Можно ли позволять детям смотреть мультипликационные фильмы?», «Не опасны ли мультфильмы для неокрепшей детской психики?», «Не проводится ли при их помощи «промывания мозгов», «зомбирования» наших малышей?», «Может, лучше, чтобы дети смотрели старые, проверенные временем советские мультфильмы?».

Проблема «дети и телевидение» действительно существует. День любого современного ребенка просто невозможно представить без длительных просмотров многочисленных мультфильмов и мультипликационных сериалов. Яркие, зрелищные, динамично меняющиеся картинки, с одной стороны, и незатейливые, веселые сюжеты, с другой, просто завораживают детей. А мы, родители, порой даже и не замечаем, что наши малыши проводят за этим приятным занятием гораздо больше времени, чем нам этого хотелось бы.

Однако зачастую в этом виноваты сами взрослые. Ведь это так удобно для мамы — посадить малышей к экрану телевизора или к монитору компьютера, включить им запись мультфильма и заняться более важными делами: приготовлением пищи, уборкой квартиры или, как это нередко бывает, разговорами по телефону. Работа кипит, дети не мешают… А вечером большинство малышей вместо доброй сказки на ночь, которую им перед сном вполне могли бы прочитать мама или папа, вынуждены ограничиться лишь прослушиванием вечерней сказки по телевизору или просмотром очередного мультфильма. В результате наблюдается грустная тенденция — повзрослевшие дети без лишних переживаний соглашаются на вариант просмотра любимого мультфильма вместо живого общения с родителями. Так постепенно и незаметно теряется связь между близкими людьми. И однажды родители вдруг обнаруживают, что перед ними стоит совершенно «незнакомый» и непонятный для них подросток — «Иван, не помнящий родства», с чуждыми для них взглядами на жизнь, жизненными целями, нравственными ценностями и принципами. Почему это происходит?

Как правило, это происходит из-за элементарного непонимания родителями процесса развития психики ребенка. Взрослый дееспособный человек вполне способен проводить собственный анализ и подвергать критике все, что видит вокруг себя. А вот ребенок увиденное на экране воспринимает как непреложную истину, как реально существующий мир, и всегда только позитивно. Как бы неправдоподобно нам это не показалось, но при недостатке общения с родителями именно телевизионные персонажи и события, происходящие в мультфильме, формируют у малыша первичные представления о добре и зле, дают эталоны хорошего и плохого поведения, самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок учится позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, строить отношения с другими людьми. Мультфильмы — это эффективное средство воспитания ребенка. Но совсем другое дело, какого качества мультфильмы будут предложены ребенку для просмотра.

В последние десятилетия психологи отмечают, что дети 4-го года жизни в большинстве случаев не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления об истинных нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Однако это происходит не потому, что современные мультфильмы слишком плохи, а потому, что взрослые устранились от воспитательного участия в восприятии ребенком увиденного. Как известно, ребенок с рождения нацелен только на идеал хорошего. Поэтому уже с младшего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка – своего и чужого. Раньше это делали мамы и бабушки. Вот как об этом высказался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в приветственном слове на церемонии открытия Международного форума «Православные женщины: единение, служение, любовь» (г. Киев, 27 июля 2011 года):

«Кто является хранителем семейного очага? Женщина! Бог так пожелал, и для меня как для верующего человека не требуется больше никаких аргументов. Бог пожелал, чтобы женщина была хранительницей семейного очага. А что такое семья? Это место, где человек формируется как личность, где осуществляется передача ценностей из поколения в поколение. Мы нередко говорим своим детям, особенно часто это говорят мамы: «Так поступать нехорошо». Но ведь ни одна мать практически никогда не объясняет, почему именно нехорошо. Она лишь декларирует величайшей важности идею, что передаваемое ею она передает не от самой себя, — она восприняла эти ценности от своих родителей, и единственный аргумент, почему нельзя так поступать, — «это плохо!» В этом смысле женщина является в значительной степени ответственной за передачу нравственных ценностей из поколения в поколение. Она делает в семье то, что делает Церковь в народе. Ведь Церковь называют Матерью не потому, что слово «церковь» женского рода, а потому, что Церковь, подобно матери, сохраняет и передает из поколения в поколение нравственные ценности и воспитывает в этих нравственных ценностях каждое последующее поколение людей».

И вот еще одна цитата: «Но и сейчас хорошо известно, что именно наши бабушки и матери помогают молодому поколению, по крайней мере, тем представителям молодежи, кто готов их слышать, не впасть в пучину греха, не сбиться с жизненного пути. А потому … я кланяюсь всем — и бабушкам, и матерям, и сестрам, кто от начала, с самых трудных для Церкви нашей времен и до сего дня хранит и укрепляет веру православную. И мне остается вместе с выражением моей благодарности призвать вас к тому, чтобы вы никогда не сходили с этого пути, воспитывали в православной вере и детей, и внуков, и стремились оградить общество наше — теми средствами и силами, которые есть у вас, — от всякого приражения греха, столь опасного для жизни человека». (Слово Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Кирилла в неделю святых жен-мироносиц после Божественной литургии на площади Свободы, г. Харькова 8 мая 2011 года).

Поэтому, уважаемые родители, не приносите в жертву свой личный контакт с ребенком этому техническому чуду. Никакой мультфильм не заменит детям живое общение со взрослыми, в котором они так нуждаются. Не оставляйте малыша одного при просмотре мультфильма. Обязательно обсуждайте с ним содержание просмотренных фильмов, так как через воспроизведение последовательности событий у ребенка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Если в мультфильме нарушаются этические законы и герои проявляют агрессию, ведут себя неуважительно, насмехаются над другими, а их плохое поведение никак не осуждается, то об этом стоит поговорить с малышом. Надо активно и эмоционально выразить свое негативное отношение к таким поступкам героев и внятно объяснить, чем вызвана ваша негативная реакция, чтобы ребенок четко понимал разницу между хорошим и плохим. Если этого не происходит, то не стоит удивляться тому, что дети стали шутить не очень к месту, смеяться истерически и начали плеваться, щипать и бить других людей, подражая героям своих любимых мультиков.

Итак, в заключение еще раз отметим, что мультфильм — это весьма эффективное средство, в одном случае, для решения благородных задач воспитания малыша, в другом — для манипулирования, скрытого управления им. Долгое бесконтрольное общение ребенка с героями «вредных мультфильмов» может стать причиной его асоциального поведения в дальнейшем. Запомните следующие рекомендации специалистов:

— во-первых, следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет. Для более старших детей общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день. Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребенком после перенесения тяжелой болезни, малышам с нарушениями центральной нервной системы, а также детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым.

— во-вторых, при выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребенка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

— в-третьих, никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка с взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела, и уделим малышу немного нашего внимания! Детям необходимо чувствовать любовь родителей, их внимание и присутствие. В случае, когда ребенок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы не можете этого сделать, предложите ему игру или интересный для него вид деятельности, где он может справиться самостоятельно.

(137)