Почему дети перестают ходить в церковь? Свящ. Александр Сирин

Почему дети не ходят в церковь

Часто бывает так, что дети верующих родителей подрастают и перестают посещать богослужения, им становится неуютно в церковной ограде и они покидают ее. И тогда встревоженные отцы и матери засыпают батюшку вопросами: «Когда наши дети были маленькими, они любили ходить в храм, так живо на все реагировали, любили причащаться, ставить свечи. А теперь они даже слышать об этом не хотят. У них появились новые друзья, новые интересы и теперь они стесняются наложить крестное знаменье, исповедовать веру, носить крестик. Почему это произошло?».

Увы, на этот вопрос нельзя ответить односложно, потому что причин может быть много, а результат всегда один – охлаждение в вере. Давайте разберем несколько из таких причин.

1. «Чтобы молились дети, нужно, чтобы в них текла кровь молящихся родителей» (Старец Порфирий Кавсокаливит). Дети живут жизнью семьи, и то, что составляет жизнь их родителей, становится естественным и для них. Серьезная ошибка родителей состоит в том, что они сами молятся редко, не стремятся посещать храм Божий, а своих детей желают туда загнать. Но так ничего не получится. Дети всегда идут за родителями.

2. «В этом тайна: будучи хорошим и святым, будем вдохновлять и сиять» (Старец Порфирий Кавсокаливит). Очевидно, что на жизнь детей влияет излучение родителей. Дети видят суть — чем ты живешь, то и излучаешь. Сияет ли в тебе Христос? Или твоя вера давно приобрела лишь внешнюю форму, за которой нет глубины содержания православной жизни? О внешней форме веры точнее всего сказал святой апостол Павел: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13, 3). То есть, если в сердце нет любви, то вера неминуемо превращается в имитацию духовной жизни, религиозное лицемерие, фарисейство. Частые посещения храма, усердные молитвы, обильные пожертвования, строжайший пост, соблюдение всех церковных правил и обрядов без исполнения заповедей любви к Богу и ближним лишь наделяют человека личиной праведности и набожности, скрывающей истинное состояние честолюбивого самодовольства. Кроме того, фарисейство всегда соединено с внутренним превозношением над ближними и придирчивым судом над их действительными и кажущимися недостатками. А дети, как самые чуткие психологи, постепенно начинают чувствовать эту ложь, неискренность. Их чистые сердца не обманешь ни какой внешней формой, и они, отвергая лицемерие и фарисейство родителей, могут по неопытности перенести свое негативное отношение и на всю Церковь.

3. «Привести лошадь на водопой может и один человек, но даже сорок не смогут заставить ее пить» (Народная мудрость). Пользуясь родительской властью и авторитетом, можно заставить ребенка ходить на богослужение, держать пост, читать утреннее и вечернее правило, но нельзя заставить его любить это делание. Безусловно, в быту есть вещи, которые необходимо заставлять детей делать «через не хочу» — например, убрать комнату, помыть посуду, вынести мусор и т.д. Но все это они могут делать и без любви к процессу. Вера — это другое. Если навязывать святыню ребенку насильно, то можно выработать отрицательное отношение к ней. В церковной жизни необходимо избегать давления. Когда ребенок развивается в свободе и одновременно имеет перед собой добрый пример взрослых, то вера, посещение храма становится осознанной, радостной потребностью.

4. «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям» (Мф. 23,4). Часто так случается, что из ложной религиозной ревности родители заставляют ребенка делать то, что ему не по силам: нагружают молитвенным правилом, заставляют строго поститься, выстаивать полное богослужение. Это совершенно несоизмеримо с его уровнем духовного и физического развития! Устав физически, ребенок, как правило, начинает переминаться с ноги на ногу, приседать на корточки, жаловаться и хныкать, отвлекаться от службы и мешать всем окружающим молиться. И если родители начинают предъявлять строгие требования к его поведению в церкви, то он не выдерживает и в последующем отказывается посещать храм.

5. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4). Однако порой складывается такое впечатление, что над ребенком ставится какой-то духовный эксперимент. Родители не понимают, что если у них самих хватает духовных сил подолгу читать молитвенное правило и Священное Писание, строго поститься, выстаивать долгие службы, то у их детей в душе происходят совсем иные процессы. Не понимая духовного смысла поста, молитвы, посещения храма, ребенок начинает воспринимать религиозную жизнь как игру, придуманную для него взрослыми, и его православное поведение становится имитацией. Казалось бы, внешне он делает все правильно, а внутренне – полное несоответствие. И такое воспитание, которое, к сожалению, часто приходится видеть, в последствии может привести к совершенно неожиданному и нежелательному результату.

 6. И еще одной причиной проблем с ребенком является наличие разногласий между родителями в вопросе посещения им храма, особенно если один из родителей категорически против. Поскольку молитва в храме это, конечно же, не только праздник, но еще и труд, ребенку часто хочется избежать, увильнуть от трудностей. Он всегда будет стараться спрятаться за родителя, который дает ему больше свободы и возможность расслабиться. В этом случае от воцерковленного родителя потребуется большая мудрость в воспитании ребенка. Он вовсе не должен потакать лености к хождению в храм, но, если церковь станет для ребенка обременительной обязанностью, то он в какой-то момент может восстать против нее.

Итак, названы самые распространенные причины отказа подростков посещать храм. Становится очевидным, что родители, прежде чем что-либо предпринимать, пытаясь изменить отношение ребенка к Церкви, должны сначала разобраться в причинах такого отношения и понять истинное внутреннее состояние ребенка. Они должны сами следить за взрослением своего ребенка и определять посильное для него участие в богослужении. В обычаях наших благочестивых предков было, чтобы во время богослужения маленькие детки стояли рядом с родителями, ходить по храму им не разрешалось. Если же ребенок устал, с ним надо выйти, дать ему передохнуть. Потом еще зайти, но стараться это делать так, чтобы не мешать молящимся. Когда же силы детские истощились, надо уходить. Так, постепенно, надо увеличивать время пребывания в храме, удерживая ребенка на грани его сил. При этом необходимо объяснять ему: «Нужно учиться терпеть, переносить разные испытания в жизни. Сейчас ты не просто стоишь, тело твое молится, потому что стоит на молитве. Твое присутствие в храме делает тебя единым с Богом».

Нельзя успокаиваться на том, что ребенок ходит в храм и учится в православной гимназии, имеет православных друзей, знает Символ веры, даты церковных праздников, читал Жития святых. Родители должны открывать детям Бога, показать им Христа, Который наполняет Собой церковную жизнь, дать им почувствовать благодать Святого Духа, Который в Церкви живет, это надо обязательно сделать, чтобы дети через это остались в Церкви. В Церкви их можно сохранить тогда, когда в их душе будет огонь веры, когда они почувствуют радость любви, когда они почувствуют радость пребывания в жизни церковной. Поэтому очень важно родителям, прежде всего, в самих себе воспитывать страх Божий, который будет приобретаться детьми через родительский пример. Если родители будут с благоговением, со страхом Божиим приступать к Таинству Покаяния, к Таинству Причащения, то и дети будут так же относиться к этим Таинствам. Если дети будут видеть родительское почтение к Богу, благоговейное отношение к святыням, если в семьях будут царить любовь и уважение, тогда эти чувства они сохранят в себе всю жизнь.

Родителям нужно стараться больше участвовать вместе с детьми в жизни прихода, в каких-то делах и мероприятиях, совершать паломничества по святым местам. Хорошо с родителями и тогда, когда с ними благодатно, мирно, радостно, когда родители тебя любят, когда родители тебя понимают. В переходном возрасте для подростков все большую роль в играют сверстники, а не родители. Важно сделать так, чтобы у них с малых лет были верующие друзья, надо так организовать их жизнь, чтобы им было с ними интересно. Нужно приглашать в гости других детей из семей верующих, устраивать с ними экскурсии. Ребенок познает окружающий мир, и этот окружающий мир на самом деле очень интересен. Можно пойти летом за грибами, за земляникой, рассказать, как в лесу поют птички, перевести это пение на язык человеческий, сказать им, что птичка поет славу Богу, и ребенок запомнит это на всю жизнь и воспримет красоту мира как красоту Божиего творения. И тогда ко всему остальному он будет относиться так же, смотреть именно с этой точки зрения и видеть проявление Божественной любви во всем, что его окружает. Найти ее можно и в природе, и в литературе, и в музыке.

Воспитание детей — это вообще подвиг времени. Нужно уделить этому делу много сил, внимания. Оно требует размышлений, чтения специальных книг, бесед с другими родителями, общения со священником, у которого дети исповедуются… Только тогда может что-то получиться.

(474)