Слово Председателя Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ митрополита Меркурия на встрече с руководством и сотрудниками Департамента образования города Москвы.

Слово Председателя Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на встрече с руководством и сотрудниками Департамента образования города Москвы
05.03.2013

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство!

Глубокоуважаемый Исаак Иосифович! Уважаемые коллеги!

Прежде всего, позвольте поздравить женскую часть нашего высокого собрания с наступающим праздником 8 Марта и пожелать вам здоровья, сил, семейного тихого счастья, радости в детях и, конечно, новых успехов на поприще педагогического делания!

Я хотел бы особо поблагодарить уважаемого Исаака Иосифовича за уникальную возможность общения сегодня на столь высоком уровне, за Ваше пристальное внимание к курсу «Основы религиозных культур и светской этики», которое Вы проявляли в должности заместителя Министра образования и науки Российской Федерации и на нынешнем посту руководителя Департамента образования крупнейшего мегаполиса, столицы России – города Москвы. Должен с благодарностью отметить, что наше взаимодействие, благодаря Вам, всегда отличалось конструктивностью, реалистичностью подхода и искренней заботой о тех трудах, которые мы вместе пытались совершить.

Во многом благодаря этому состоялось то, о необходимости чего мы так долго говорили: решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учрежден Отдел религиозного образования и катехизации Московской городской епархии, который возглавит иеромонах Онисим (Бамблевский). Пользуясь этой возможностью, хочу Вам его представить. Отцу Онисиму поручено в ближайшее время сформировать штат сотрудников. Отмечу, что Отдел религиозного образования и катехизации города Москвы, по благословению Святейшего Патриарха, будет работать в самой тесной взаимосвязи с Синодальным отделом не только по профильным вопросам, но и территориально.

Теперь несколько слов по существу нашей встречи. Главная задача совещания – согласовать позиции и действия светских и церковных образовательных структур в вопросе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах столицы. Мы делаем общее дело, успех которого зависит от взаимопонимания и реального соработничества между нами. Необходимо сверить наши позиции, в том числе и в понимании перспектив курса ОРКСЭ.

Кратко перечислю некоторые, на наш взгляд, главные темы, стоящие на повестке дня:

1. Пресловутая проблема неоправданно низкого процента выбора Основ православной культуры в московских школах. Мне видится, что первопричина здесь одна – взаимное отчуждение, сформированное десятилетиями господства не оправдавшей себя идеологии во всех сферах общественной жизни России и, как следствие, отсутствие доверия и понимания того, что дело, порученное нам, имеет важнейшее для государства значение. Конечно, здесь нет готовых административных решений, но очень надеюсь, что наша встреча послужит началом преодоления существующего средостения, подскажет правильные, долгосрочные формы соработничества Церкви и школы в воспитании детей.

Позволю лишь заметить, что светский характер образования в государственной школе, её независимость от Церкви, других конфессий де-факто не является запретом на изучение религии в школе на основе религиозных мировоззренческих подходов, т.е. так, как ее понимают люди верующие.

Светскость совсем не синоним «атеизма». В этом смысле школа не отделена от Церкви. И в светской школе есть, говоря научным языком, сфера совместной компетенции государства и Церкви, т.е. как раз те задачи, для решения которых мы собрались.

Москва в этом отношении уникальна. С одной стороны, здесь представлены практически все конфессии, и это, кроме дополнительных трудностей в организационной работе, несет в себе большой потенциал в области государственно-конфессионального и межконфессионального взаимодействия. Так, например, глубоко и качественно продумано изучение традиционной религиозной культуры в еврейских школах. Этот позитивный опыт заслуживает изучения и использования, в том числе в курсе ОРКСЭ.

В контексте этого вопроса, предложил бы создать совместную группу по проведению независимого опросного мониторинга по школам города Москвы с целью объективного ежегодного отражения состояния готовности школ к преподаванию курса ОРКСЭ по всему спектру проблем, включая выбор, наличие учебных пособий и методической базы, качество подготовки учителей и т.д.

2. Еще одна тема – присутствие официальных представителей Церкви на родительских собраниях в школах при выборе модуля курса ОРКСЭ. Вопрос, который пока остается весьма актуальным. Основой для развития нашего сотрудничества по этому вопросу, полагаю, мог бы стать профессионализм и предельная деликатность во всем. Мы со своей стороны, надеюсь меня поддержат присутствующие здесь собратья архипастыри, будем рекомендовать для работы по направлению ОРКСЭ только наших лучших представителей, в первую очередь, священнослужителей и мирян, имеющих опыт педагогической работы и соответствующее образование. Это относится не только к участию в родительских собраниях и встречах с учителями, но и к подготовке и повышению квалификации педагогов, разработке учебно-методического обеспечения. В свою очередь, обращаясь к тем, от кого зависит порядок проведения родительских собраний, хотел бы сказать, что участие представителей Церкви во встречах с родителями, посвященных выбору модуля, не имеет целью агитацию или проповедь – этого нет. Просто главные слова о православной культуре должны прозвучать от людей, живущих этой культурой, т.е. от профессионалов, любящих свое дело и свой предмет.

Для упрощения процедуры нашего участия во встречах с родителями полагал бы необходимым сформировать в викариатствах, а затем передать в Департамент и окружные управления образования списки официальных представителей епархии, делегированных для работы со школами.

Хочу также выразить сердечную признательность руководству и сотрудникам столичного Департамента за качественную подготовку и своевременное издание «Регламента выбора модулей», надеюсь, что следуя не только букве, но и духу этого документа, вопрос выбора модулей будет снят с повестки дня наших встреч уже в этом году.

3. Вопрос сотрудничества в обеспечении образовательного процесса, т.е. весь спектр проблем, связанных с подготовкой учителей, их квалификацией, обеспечением учебными пособиями, консультациями, экспертизой, взаимодействием с семьями школьников и так далее.

Как сказал Святейший Патриарх, для Церкви важен не столько высокий процент выбора Основ православной культуры, сколько само качество преподавания, улучшение нравственного климата в наших школах. Понимая, что процесс возвращения духовно-нравственной культуры в школу – это всерьез и надолго, качественные показатели представляются несравнимо более ценными по сравнению с количественными.

В настоящее время основной базой подготовки учителей является Московский институт открытого образования. В конце 2012 года Синодальный отдел заключил с ним соглашение, ответственные специалисты по нашей рекомендации будут участвовать в подготовке учителей по ОПК.

Принимая во внимание перспективу расширения преподавания ОРКСЭ по ступеням школы, («концепция» этого расширения находится сейчас на согласовании в Министерстве образования и науки РФ), а также подготовленную ФИРО программу профессионального педагогического образования (бакалавриата), предусматривающую возможность профильной подготовки учителя ОПК, мы рассчитываем на расширение взаимодействия с московскими вузами.

В заключение хотелось бы сказать, что для Москвы нужна комплексная система сопровождения образовательного процесса по ОРКСЭ, тем более, что для этого есть необходимые условия. Нужны консультационные и ресурсные центры для учителей на базе православных школ, духовных семинарий, доступная информация на сайтах викариатств, приходов, планирование учебных мероприятий в рамках экскурсий, посещений храмов, встреч с представителями духовенства. Для многих регионов это уже повседневная практика. Надо создавать такую систему и в Москве.

(43)