О некоторых препятствиях к частому причастию
В последнее время все чаще звучат призывы к наиболее частому причастию святых Христовых Таин, и даже звучат советы причащаться за каждой литургией, на которой присутствуешь. И вроде бы эти советы правильные, и не расходятся с мнением известных богословов и священнослужителей, но настораживает поведение частых причастников по принятии таинства. Как будто человек и не причащался. Тут и смех, и разговоры пустые, и суета всякая. А между тем, плоды частого причастия являются единственным доказательством, что это плоть и кровь Богочеловека.
Видится хлеб и вино, осязается хлеб и вино, обоняется хлеб и вино, и вкушается хлеб и вино. Обнаруживаются и являются Святые Тайны через действие свое. Всякий, приобщившийся со вниманием и благоговением, с должным приготовлением, с верою, чувствует в себе изменение, если не тот час по причащении, то по прошествии некоторого времени. Чудный мир нисходит на ум и сердце; облекаются спокойствием члены тела; печать благодати ложиться на лице; мысли и чувствования связываются священными, духовными узами, воспрещающими безрассудную вольность и легкость их обуздывающих.
При постоянно благочестивой и внимательной жизни действие Святых Тайн делается яснее, ощутительнее. Почему же происходит обратное; черствость, хладность, вольность???
При установлении прообразовательных жертв дозволено было употребление в пищу мяс, приготовленных на огне, воспрещено употребление крови. В причину воспрещения объявлено: ибо душа живого существа — в его крови (левит 17, 11).
В Новом Завете от Бога вышло иное повеление о жертвенной крови. Пейте от Нея все, это есть Кровь Моя Нового Завета. Все приглашаются к употреблению Крови Христовой. Приглашение совершается по той же причине, по которой произнесено воспрещение. В крови Христовой – душа Его. Ясно ощущается при причащении Святых Тайн прикосновение души Христовой к душе причащающегося. Без слов, без наставления словами, начинает душа ощущать в себе чуждые падшему естеству ее: успокоение, кротость, смирение, любовь ко всем. Навеваются эти ощущения, насаждаются в душу из души Христа как сказал Он: У меня научитесь: потому что Я кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим.
По учению святых отцов высшей стороной души является ум. Поэтому человек, присутствующий на богослужении и невнимательно слушающий богослужебные тексты, а также дома читающий молитвы без внимания, без понимания произносимых слов, не подготавливает своего ума ко встречи с Умом Христа при таинстве Причастия.
А так как родственное удобнее соединяется с родственным, то Ум Христов не находит родственного себе в уме рассеянном, не соприкасается с ним, не соединяется с ним, а отторгается от него.
Одной из причин невнимательной молитвы является непонятный язык. Когда молящийся произносит слова только гласно и устно, по инерции, механически. Ему только кажется, что он молится, а на самом деле бубнит и ругается над молитвой.
Бог Слово при воплощении принял также и волю человеческую, т.е. естественную. Наша естественная воля всегда искажена за счет грехопадения, человеческая воля Христа преображена за счет перехарезы (т.е. взаимопроникновения). Если в человеке преобладает злая воля, то при таинстве Причастия преображенная человеческая воля Христа не соприкасается со злой волей человека, а отторгается от нее. Человек во грехе живет как хочется. Хочется это природная воля, т.е. злая. А по мере освобождения от греха и возрастании во Христе, человек ищет откровения и разумения воли Божией, ибо сын, чтобы покориться ей.
В вечерних молитвах читаем: «Не дай Пречистая воли моей совершаться, ибо она зла».
Требование примириться со всеми тебя опечалившими это тоже направлено против злой воли.
Есть еще некоторые моменты, которые связаны со своеволием.
При сотворении человека Бог повелел им плодиться и размножаться, а в Новом Завете благословил брак в Кане Галилейской, но и дополнил: «Есть разные причины, по которым люди не могут жениться: одни такими родились, других, как например евнухов, такими сделали люди, а есть и такие, которые не женятся ради Царства Небесного. Тот, кто может вместить, да вместит, т.е. это монашество».
По домостроительству Божьему у человека два пути. Это семейная жизнь или монашество. Но так как к монашеству призваны не все, то остается путь семейной жизни, который тоже нельзя признать легким и все семейные знают сколько ухабов на этом пути.
Третий путь – одинокая жизнь в миру является путем ущербным, и тоже связан со злой волей. Нежелание уступить, не желание потерпеть, высокие требования к внешности и т.д.
Тоже самое с разведенными.
На вопрос фарисеев, почему Моисей позволил «разводясь с женой, дать ей разводное свидетельство отвечал: — Моисей позволил вам разводиться с женами из-за вашей тупости и упрямства, а в начале было не так. Я говорю вам: тот, кто разведется с женой по любой причине, кроме ее измены, и женится на другой, согрешит, нарушив верность. (М.ф. 19,7)».
Тоже самое относится и к женщине.
Людям, находящимся в таком положении не рекомендуется причащаться часто, пока они не уладят свой путь.
Также не рекомендуется часто причащаться молодым людям, пока они твердо не встанут на путь нравственности, на путь неуклонного жительства по заповедям Христовым.
И так частое причастие рекомендуется монашествующим и семейным при внимательной молитве и богоугодной жизни.
Понамарь Димитрий
(57)