Выбор игрушки

Два важных вопроса в преддверии Нового года и Рождества Христова

Приближается Новый год и перед каждым православным христианином в очередной раз встанет проблема, которую они вынуждены решать для себя и по сей день: праздновать или не праздновать этот светский праздник?

Исторически в России сложилось так, что Новый год приходится на последние дни Рождественского поста. Первоначально и церковный, и гражданский календарь в России начинался с 1 сентября. Однако Петр I постановил отмечать Новый год на западный манер с 1 января — как раз на святки после Рождества Христова, которое по старому стилю праздновалось 25 декабря. Поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино. После революции в 1918 году и этот порядок был нарушен очередной календарной реформой: вместо юлианского календаря (старый стиль) был принят григорианский (новый стиль). С этого момента празднование Нового года стали отмечать на неделю раньше, в самый напряженный период Рождественского поста.

Итак, как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще? Однозначного ответа нет и, наверное, быть не может. Церковные правила не запрещают верующим людям в постные дни собираться за праздничным столом. Однако если в семье Рождественский пост строго соблюдается всеми членами, то празднование Нового года может ограничиться только их участием в молебне на Новый год. Подобные молебны совершаются в храмах в новогоднюю ночь, и будет весьма хорошо, если православная семья соборно в церковной молитве поблагодарит Бога за прошедший год и помолится о помощи в будущем, о своих близких, о своей стране, о своем народе. А само семейное торжество может совершиться и в Рождество, после службы в храме и окончания поста. Но если в семье возникают разногласия по поводу праздника, когда, например, кто-то из членов семьи еще не воцерковленный человек и для него важнее Новый год, чем Рождество Христово, то в таком случае церковной стороне лучше помнить, что раздор в семье принесет гораздо больше вреда, чем попытка сохранить строгость поста. Лучше найти компромиссное решение: семья может вместе собраться за новогодним столом, который будет включать как постные (для церковной стороны), так и непостные блюда (для нецерковной стороны).

В преддверии Нового года и Рождества Христова перед многими православными родителями встает еще один вопрос: какие подарки дарить своим чадам?

Безусловно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был весел, здоров и глаза его всегда светились радостью и счастьем. Но неправильно выбранная игрушка может настолько навредить ребенку, насколько нужная ему игрушка — быть полезной. Поэтому, прежде чем приобрести игрушку, необходимо подумать о следующем:

— соответствуют ли внешний вид и форма игрушки нравственным и эстетическим нормам? Очень опасно для детской психики увлечение игрушечными монстрами, киборгами, троллями, то есть теми персонажами, которые можно по-русски обозначить словом «чудовище». Даже если они будут с виду не такими уж и страшными, не стоит обольщаться. Игрушка не просто забава — она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит формирование у них правильной картины миры и морально-нравственных представлений. Если ребенок будет играть с монстром, то он неизбежно начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, и более того — видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием «некрасивый», добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться. Лучше покупать ребенку те игрушки, которые своим внешним видом могут вызвать у девочек потребность опекать и заботиться о кукле, у мальчиков — защищать добро.

— будет ли развивать игрушка фантазию и творческие способности ребенка? Ребенку для развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать, фантазировать, делать многое своими руками. Играя, он учится контролировать свои эмоции, осваивать трудные виды деятельности, тренирует мелкую моторику, усидчивость и внимание. Сегодня выпускаются прекрасные наборы для детского творчества. Лепка, выжигание по дереву, выпиливание, вышивание и вязание — нужно учить ребенка преобразовывать мир, владеть материалом и формой, учить ребенка творить. В начале можно проделать трудные операции вместе, заинтересовать ребенка, проявить терпение, но ни в коем случае не ругать за ошибки. Лучше помочь ему полюбить эти занятия, и в дальнейшем ребенок порадует вас подарками, сделанными собственными руками. Такие занятия прививают ребенку любовь к труду, учат ценить созданные человеческими руками вещи, воспитывают в нем творца, а не потребителя.

— какую психологическую нагрузку несет игрушка: чему она научит, какие чувства пробудит и с кем отождествит себя ребенок. Внешний вид игрушки сам подсказывает ребенку, как ее использовать. Например, с роботами-убийцами можно играть только в убийства. С некоторыми современными куклами можно играть только в красавиц, которые все время наряжаются, ездят на балы и в парикмахерские. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Нужно постараться, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.

Стоит помнить о том, что при покупке какой-то очень дорогой игрушки для ребенка, вы можете невольно воспитать в нем чувство превосходства перед другими детьми. Не нужно обострять в ребенке такие греховные качества, как гордость, себялюбие, тщеславие и надмение над окружающими, и в то же время развивать чувство зависти к тем, кто вдруг окажется еще более богат, чем он. Кроме того, нужно помнить, что изобилие игрушек — это тоже стресс для ребенка. Пресыщение влечет за собой скуку, апатию. Вот почему педагоги раньше настоятельно советовали родителям давать ребенку для игры всего несколько игрушек, а остальные убирать подальше, чтобы он о них подзабыл и потом увлеченно играл ими, как абсолютно новыми.

К вышесказанному хочется добавить, что в хорошую погоду, когда нет сильного мороза или вьюги, детям лучше всего позволить играть на улице. Именно подвижные игры дают ребенку возможность по-настоящему отдохнуть от школы, стряхнуть с себя груз детских забот и обрести новых друзей. Нам следует обращать внимание ребенка на все то, что он может увидеть в живой природе, помочь ему раскрыть красоту Божьего творения — мир животных и птиц, растений и камней. Игры со снегом прекрасно развивают в ребенке чуткость и фантазию, учат «всматриваться и вслушиваться» в скрытые в них образы.

И, конечно же, всегда нужно молиться Богу, Его Пречистой Матери, чтобы Они Своей благодатью покрывали наши родительские промашки и проступки, научили нас любить своего ребенка и помогли нам вырастить подлинную личность.

(29)